Болею «за», болею «против» Александра Свиридова, Нью-Йорк
Оскаровская гонка в единственной категории"Лучший фильм на иностранном языке" для меня всегда не абстракция, а живые люди, которых я знаю в лицо и отличаю по голосам. Многих люблю, и болею за них, когда их выдвигают на такую важную награду. Она ничего не меняет в самоощущении настоящего творца. Меняется все в отношении проката – будет больше копий, а, значит, больше денег продюссерам. Будет пресса. И наверняка найдет финансирование следующий проект, о котором режиссер мечтал, но найти денег не мог...
Для многих режиссеров Восточной Европы само выдвижение на «Оскар» в прошлом веке служило охранной грамотой: Анджея Вайду, например, не смели посадить в Польше, когда Оскаровский комитет год за годом выдвигал фильмы, снятые им, на соискание «Оскара».
Сейчас, в канун 84-го конкурса, количество картин, выдвинутых новыми странами, - имею ввиду, например, пять стран на месте одной Югославии, - превзошло все разумные пределы: 63 картины были приняты к просмотру, а две или три – отвергнуты за несоблюдение нормативов. Впервые в истории в борьбе за "Оскар" участвовала Новая Зеландия, выдвинувшая на соискание награды картину "Оратор" ("The Orator").
И вот ведущий киножурнал «Variety» опубликовал шорт-лист лент, которые отобраны из представленных шестидесяти пяти – короткий список тех, из кого выберут единственную ленту...
Список кандидатов сегодня таков:
● Бельгия — "Бычара", реж. Михаэл Роскам; ● Канада — "Месье Лазар", реж. Филипп Фалардо; ● Иран — "Развод Надера и Симин" , реж. Асгар Фархади; ● Израиль — "Примечание" , реж. Йосеф Седар; ● Польша — "Во тьме", реж. Агнешка Холланд.
Фильм из Германии – «Пина» режиссера Вима Вендерса странным образом перекочевал из этой категории в другую - «Доку-драма».
Не думаю, что вы видели эти ленты. Потому – поделюсь: «Пина» уже на экранах, но не везде, так как она сделала в технике Три Ди, которая есть не в каждом кинотеатре. Известный немецкий режиссер Вим Вендерс рассказывает об одной из самых неординарных хореографов ХХ века Пине Бауш.
"Даже те, кто терпеть не мог ее постановки, были не в силах их забыть", - писала о ней The Guardian. Пина умерла в 2009 году прямо на сцене своего театра в Вуппертале. Этот фильм – памятник ей и ее творчеству. Картина достойная и вполне может получить «Оскара».
В пятерке фаворитов - «Развод» («Separation») иранского режиссера Фархади, ранее удостоенный многих наград. Мне хочется надеяться, что оскаровский комитет сдержится и не отдаст Ирану золотого истукана. «Развод» уже получил достаточно: только что ему вручили «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», на который кроме него претендовали такие картины, как «Земля крови мёда» Анжелины Джоли, «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара, «Мальчик на велосипеде» Жан-Пьера Дарденна и Люка Дарденна и «Цветы войны» Чжана Имоу.
Действие «Развода» разворачивается в современном Иране. Главная героиня Симин мечтает покинуть Иран вместе со своим мужем Надером и дочерью Терме. А когда Надер отказывается уезжать, не желая оставлять больного отца, Симин подает на развод. Тут-то дочь выбирает остаться с Надером, и развод теряет смысл. Симин уходит домой к родителям. А одинокий Надер нанимает молодую женщину ухаживать за его отцом...
«Развод Надера и Симин», кроме «Золотого глобуса», получил на 29-м Международном кинофестивале «Фаджр» в Тегеране четыре награды, включая приз за лучшую режиссуру. А на 61-м Международном Берлинском кинофестивале фильм Фархади взял «Золотого медведя» и стал первым иранцем, удостоенным этой награды. В июне 2011 года «Развод Надера и Симин» получил Сиднейскую кинопремию. Теперь – претендует на «Оскар». Очень надеюсь, что не получит...
Израильский режиссер Йосеф Седар с новой картиной «Примечание» («Footnote») в третий раз в списке номинированных на эту награду. Жаль Седара, но я надеюсь, что он и нынче проживет без нее...
«Болею» я за Агнешку Холланд, для которой эта номинация - тоже третья. Первый раз ее выдвинули на «Оскар» за великую работу «Горькая жатва», и не дали ничего, во второй раз – было еще горше: картина «Европа, Европа», удостоенная «Золотого глобуса», была снята с конкурса под надуманным предлогом по требованию властей Германии, как страны-производителя. Страна не хотела быть представленной на престижном конкурсе не немкой, а польской еврейкой. И вот, наконец, Агнешка Холланд, вернувшись после 20 лет отсутствия в Польшу, сняла картину, которую уже Польша выдвинула на соискание «Оскара».
Польская драма о Холокосте "Спрятанные" была показана на Международном кинофестивале в Торонто. «Во мраке» - так ее назвали в американском прокате. Лента повествует о реальном событии, которое случилось во время войны во Львове, в ту пору польском, когда евреи Львовского гетто пробили ход в канализацию, где решили спастись во время уничтожения гетто. Их нашел там простой вороватый водопроводчик Леопольд Соха, который взялся подкармливать спрятавшихся во мраке при условии, что они ему будут платить... И за полтора года, которые Соха прятал евреев, из мелкого жулика он превратился в героя, когда, рискуя собственной жизнью и жизнью своей семьи, продолжал укрывать и опекать на протяжении 14 месяцев этих людей. И спас всех.
Из тех, кто не вошел в шорт-лист, жаль любимых: грузинского режиссера Отара Иоселиани, который впервые выдвинут родной Грузией, куда вернулся, чтобы снять фильм о себе, своей юности, о том, как выдавили его в эмиграцию. Но картина «Шантрапа» осталась за скобками.
И жаль старого японского мастера Кането Синте.
А вот то, что ленты "Утомленные солнцем-2. Цитадель" Никиты Михалкова в списке нет – радует. Я болею «против» этого фильма и режиссера. Само выдвижение картины в России сопровождалось скандалом, когда с решением московского оскаровского комитета не согласился его председатель - режиссер Владимир Меньшов. Этот громоздкий лубочный фильм провалился в российском прокате. Не прошел и второй представитель клана Михалковых – сын Андрона Кончаловского Егор Михалков-Кончаловский, номинированный от... Казахстана с картиной «Возвращение в «А». Казах по матери – сын актрисы Натальи Аринбасаровой - он снял фильм об афганской войне. Не видела, да и смотреть не стану.
84-я церемония вручения наград Американской киноакадемии состоится в Лос-Анджелесе 26 февраля.
_________________
 Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Ш.
.
|