Йохан КройффЦитата:
Ответственность несет Флорентино
Моуринью всего лишь делает свою работу, в рамках того, как он понимает футбол. Ответственность за то, что португальцу позволено растранжиривать историю «Мадрида», лежит на Флорентино. И только на нем.
Я не знаю причины такого ажиотажа. Такой неожиданности. Такого, что дошло до того, что Моуринью так хватается руками за голову на послематчевой пресс-конференции Лиги Чемпионов. Я слыхал, что он сумасшедший, что он манипулятор. Я прочел тысячи прилагательных, и в большинстве своем ни одного хорошего, которые определяли то, что он сказал, и как он это сказал. Что это был абсурд, что он выглядел просто смешно, что он утратил всякое доверие, всю свою репутацию. И пока все указывали и набрасывались на португальца, я подумал, что если и надо на кого-то указывать, в связи со всем тем, что произошло, и всем тем, что должно произойти в «белом» доме, то это другой человек.
Моуринью делает свою работу. На свой лад. Так, как он представляет себе футбол. Но он всего лишь тренер. Над ним есть некто, что все решает. Президент является тем человеком, который дает указания. Президент является тем человеком, который определяет линию клуба. Президент является тем человеком, который решает, какой он хочет видеть свою команду. И потом он подписывает тренера. Президент избирает себе генерала. Профессионала, который должен вести его игроков сражаться. По сути тренер является продолжением на поле многих ценностей, которые президент хочет защитить. Есть только одна проблема: когда единственной ценностью является конечная победа, когда отдаешь своему генералу всю власть, чтобы таким образом покончить с врагом, когда ты забываешь об истории, о ценностях. В этот момент ты пересекаешь слишком опасную черту.
Пренебрежение ко всему
Флорентино подписал Моуринью, чтобы покончить с господством «Барсы» любой ценой. Мне все равно, что перестали переходить центр поля, отказались от футбола постоянных атак, который годами жил на «Беранбеу». Мне все равно, что пропало уважение к футбольным профессионалам, что я буду жаловаться на все. Мне все равно, мне наплевать на все. Все сгодиться, лишь бы победить. Но Флорентино позабыл, что у него фантастические игроки. Игроки, которые могли бы в конце концов сформировать великую команду. Игроки, которые могли бы, однажды, лишить «Барсу» трона, доставив наслаждение своим болельщикам.
Когда я прибыл в «Барсу» в 88-ом, у «Мадрида» была команда, которая для меня была и остается их лучшей командой за последние 40 лет. «Quinta del Buitre», «пятерка Стервятника». Я пришел и провел три лиги подряд. В «Барселоне» все рыдали. Судьи были виноваты во всем. Madriditis [вирус ненависти к «Реалу Мадрид»], в конце концов. Они были лучше и, понятное дело, выигрывали. Они завоевали еще два титула, но мы в это время росли. Мы принимали то, что они лучше, но мы росли. Вплоть до того дня, когда мы, играя так же хорошо как они, или даже лучше, победили их. «Дрим Тим» против «Кинты».
Мы выиграли четыре лиги подряд, но они продолжали быть очень хороши. И могли выиграть две из тех лиг. Фантастическая команда, но какой бы фантастической она ни была, ты можешь победить ее, играя хорошо. Но если ты выбираешь ошибочный путь, ты можешь остаться ни с чем.
Победа в Кубке Короля, будучи весьма значительной, превратилась во что-то незначительное. Почти в ничто. Сегодня только и говорится что о том, справедливым ли было удаление Пепе в Лиге Чемпионов или нет. Одни говорят, что да, другие говорят, что нет. С другой стороны, были и другие моменты, которые никто не обсуждает, хоть они ясны и очевидны. В них никого не наказали, и никто не протестует. В этих матчах Кубка и Лиги Чемпионов Арбелоа напал на Вилью, Марсело на Педро, а то, как Пепе наступил на ногу Месси, было вообще ужасным. Я ничего не требую и не предъявляю претензий. Эти эпизоды прошли, их не увидел арбитр и точка. Я не говорю о том, должны ли они были быть удалены или нет, я говорю о стиле. Эти эпизоды увидели в повторах тысячу раз по всему миру. И кто-то нейтральный, беспристрастный, сидящий на диване у себя дома, я не верю, что ему это понравится. Я говорю о поведении на игровом поле. Я хорошо знаком с Бутрагеньо и Вальдано. Я знаком с тем, кем они являются и являлись как футболисты, с тем, что защищали и что защищают. Я не говорил с ними, но я не верю, что они одобряют подобное поведение. Но и тем не менее. Президент уже выбрал. Сегодня внутри Моуринью говорит Флорентино. Португалец просто исполнитель.
Роль Гвардиолы
Я слушал пресс-конференцию Гвардиолы накануне первого матча Лиги Чемпионов. Я подписываюсь под тем, что он сказал. Есть только одна очень серьезная ошибка: не он должен был говорить. Он наемный работник. Еще один генерал, но наемный. Его работа состоит в том, чтобы готовить свою команду к тому, чтобы хорошо играть и выигрывать, а не выступать от имени клуба, вступая за него в бой, хоть бы он и делал это лучше всех. Эта работа для президента или для того, кому он эту работу делегирует. У Флорентино есть Моуринью, потому что шоу требует своего героя. Это второй раз, когда Пепу приходится делать то, что он не выносит. Пусть это будет последний раз.