|
Первое апреля называют <<днём дураков>>. Но дирекцию Лувра это совсем не > смущало: первого апреля 1896 года музей торжественно объявил, что > купил редчайшую вещь -- настоящую тиару, или парадную корону, скифского > царя Сайтаферна, который жил в третьем веке до нашей эры. За золотую > тиару парижский музей выложил огромную сумму, больше 200 тысяч > франков. > > > Корона и впрямь была великолепна. На ней были изображены сцены из поэм > Гомера <<Илиада>> и <<Одиссея>>: эпизоды осады греками Трои, фигуры > древнегреческих богов и героев, приключения царя Одиссея. Внизу > показаны скифские воины, звери и сцены охоты. Верхняя часть тиары была > украшена чеканным орнаментом в виде цветов и змеиной чешуи. > > > И самое главное -- надпись: <<Великого и непобедимого Сайтаферна > почитает совет и народ Ольвии>>. Лучшие археологи Франции заявили, что > надпись уж точно доказывает подлинность покупки. Ольвия была одним из > древнегреческих городов-колоний на побережье Чёрного моря. Учёные > знали, что жителям Ольвии приходилось платить дань воинственному > Сайтаферну, владыке кочевников-скифов, ведь он то и дело грозился > уничтожить их город. Тиара, видимо, была частью такого подношения. > > > В Лувре тиара стала украшением зала античного искусства. И тут > случился конфуз -- известные археологи из России и Германии объявили > золотую корону современной подделкой. Нашёлся даже французский > художник, который уверял, что сам изготовил её. Правда, он оказался > обманщиком. > > > Наконец, в одну французскую газету пришло письмо: <<Я могу вас уверить, > что тиара была сработана моим другом Рахумовским. Я часто навещал его, > когда жил в Одессе, и видел много раз, как он работал в своей > мастерской над этой пресловутой тиарой>>. > > > Газетчики быстро разыскали одесского ювелира Израиля Рухомовского (так > правильно пишется его фамилия). В Одессе его знали как мастера золотые > руки. > Это был невысокого роста человек с короткой бородкой, в тёмных очках. > Он родился в 1860 году в белорусском местечке Мозырь. Вырос в > религиозной еврейской семье, и родители надеялись, что Израиль станет > раввином. > Но мальчика влекло искусство. Он самостоятельно изучил ювелирное и > гравёрное дело, работал в лучших мастерских Киева, потом переехал в > Одессу и открыл собственную лавку. Работал он без вывески: чтобы > обзавестись ею, нужно было приобрести патент купца третьей гильдии, а > на это денег не было. > <<Талмуд говорит, что для каждого человека в своё время наступит его > час. Для меня мой час наступил теперь, -- сказал журналистам > Рухомовский. -- Я не отрицаю своего участия, но вместе с тем не могу > подтвердить, что эта тиара та самая, которую делал я. На этих днях я > выезжаю в Париж, по собственному моему желанию, и когда увижу тиару, > тогда всё кому следует расскажу>>. > > > В Париже не смолкали споры. Как так? Неужели еврейский ювелир из > Одессы сумел обмануть видных археологов и прославленный Лувр? Вскоре > спорить стало не о чем: Рухомовский привёз в Париж целый чемодан > рисунков и чертежей и вызвался повторить по памяти любой фрагмент > золотой короны. > Наверное, вы думаете, что Рухомовского арестовали как мошенника. Вовсе > нет -- он был честным человеком. Тиару заказали ему торговцы, > промышлявшие фальшивыми древностями. Эти ловкачи обманули мастера. > Рухомовскому они сказали, что собираются подарить его изделие > какому-то учёному на юбилей, и снабдили ювелира золотом и рисунками > древних украшений. > Рухомовский превратился в знаменитость. Тиару выставили в отделе > современного искусства Лувра с надписью <<Сделал Рухомовский>>. Он > получил золотую медаль парижского Салона. О мастере <<говорит весь > Париж, печатают его портреты, его зовут в компаньоны известные купцы, > его произведения принимают в Салон и становятся приманкой для толпы>>, > -- писали газеты. > > > > И всё же Рухомовский вернулся в Одессу. Но жизнь в России была > неспокойная. В 1905 году началась революция, которая была жестоко > подавлена, в разных городах, в том числе и в Одессе, происходили > еврейские погромы. Рухомовский с семьёй всё-таки уехал в Париж. Ювелир > работал в реставрационных мастерских Лувра и вскоре познакомился с > банкиром и филантропом Эдмоном де Ротшильдом, большим любителем > искусств. > > > > <<Счастье улыбнулось мне. Словом, повезло, -- вспоминал Рухомовский. -- Я > получил хорошего клиента, а Ротшильд -- хорошего мастера. Мы нашли друг > друга: он -- красивую работу, а я -- хороший заработок>>. Рухомовский > создал множество украшений, продолжающих традицию еврейского > прикладного искусства. > > > > Он изготовил крошечный золотой саркофаг, внутри которого покоился > скелет размером около 10 сантиметров, состоявший из 167 костей. Скелет > в точности повторял строение человеческого тела. > > > > В Париже Рухомовский написал книгу воспоминаний <<Моя жизнь и моя > работа>>. Он очень гордился сыновьями и считал, что в мастерстве они > даже превзошли отца. Сегодня потомки Рухомовского живут в США, > Израиле, Франции и других странах, и среди них много известных > ювелиров и художников. А его тиара признана выдающимся произведением > искусства. > > > > Умер Рухомовский в 1934 году . Чувствуя приближение смерти, он > изготовил золотую миниатюру собственного надгробия с трогательной > надписью: <<Всю жизнь я был счастлив. Мир и покой, хлеб и одежда всегда > были в моём доме. Я любил свою работу, свою жену и свой дом. Даже > после смерти
_________________
 Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Ш.
.
|