
В президиуме радиомитинга еврейского народа. Справа налево: члены ЕАК И.Эренбург,
С.Михоэлс, Д.Бергельсон, П.Маркиш. Москва, 24 августа 1941 года
После расправы
Дмитрий Якиревич, Иерусалим
К 60-летию расстрела в Москве руководителей Ееврейского антифашистского комитетаКогда в 1956 году еврейский мир узнал о том, что в Москве 12 августа 1952 года были казнены 13 выдающихся представителей еврейской культуры, он не просто содрогнулся, но и откликнулся многочисленными мероприятиями поминовения к четырехлетию трагической даты. Разумеется, почти при полном неведении в СССР о том, что происходило на "родине Октября", начиная с сентября 1948 года, когда был арестован Давид Гофштейн. И заканчивая той казнью руководителей Еврейского антифашистского комитета в ночь на 12 августа 1952 года.
Сами эти мероприятия поминовения выдающихся деятелей культуры стали ежегодными и традиционными. В Нью-Йорке они собирали огромные залы и стадионы.
Тогда, в 1956-м году, власти СССР что-то сообщили родственникам жертв, а какие-то детали воспроизводили западные радиостанции и "Голос Израиля". Но полную картину происшедшего трудно было представить. И даже сегодня мы знаем далеко не всё, несмотря на опубликованные протоколы судебных заседаний и часть открытых архивов.
Евреи свободного мира прочувствованно отнеслись к трагедии 1952 года. Она оказалась для них в ряду важнейших событий нашей новейшей истории. Таких, как Вторая мировая война в целом и Катастрофа европейского еврейства, в частности, провозглашение Государства Израиль и победа в войне за Независимость, грандиозная сталинская антисемитская кампания в СССР, в ходе которой не было никаких упоминаний о страшной расправе августа 1952-го. За исключением косвенного намёка, содержавшегося в публикации хроники ТАСС о "деле врачей" от 13 января 1953 года, где говорилось об "известном еврейском буржуазном националисте Михоэлсе".
После 1956 года казалось, что день 12 августа впредь будет отмечаться мировым еврейством не только как годовщина расправы и день сплочения культурных сил еврейского народа, но и как день национального единения. Но по прошествии 60 лет со дня казни руководителей ЕАК приходится констатировать, что в целом наблюдается глубокое безразличие в отношении к этой дате, которая символизирует гибель нашей культуры, создававшейся в течение тысячелетия. Культуры, достигшей наивысшего расцвета в СССР, несмотря на довоенные ограничения, несмотря на послевоенные преследования, закончившиеся физической расправой над её самыми выдающимися представителями.