Цитата:
В. Шендерович― Да, само собой. Но не будем о грустном. Хотя сейчас можно уже. Тем не менее, вот — про победу Трампа. Что там будет с Россией в связи с Трампом, не знаю, но не думаю, что что-то очень хорошее. Потому что Трамп предвыборный и Трамп в Белом доме — это, разумеется, два разных Трампа. Есть интересы Америки… Замечательная карикатура: Трамп в кабине Боинга сидит (американская, естественно, карикатура). И Боинг уже летит, а он все книжечку читает — пособие для летчиков. Тысяча свисает проводов и рычагов. Трампу сейчас надо вообще понять, что делать. «Ё-мое, что же я наделал», — как говорил электрик из старой рекламы. Потому что одно дело популизм, а другое дело принимать решения каждый день. Я думаю, что есть объективные интересы американские, которым довольно жестко противостоят сегодня, не скажу российские интересы, но интересы и поведение российской администрации. Посмотрим. Один французский либерал замечательно высказался, что сейчас наступает время таких альфа-самцов. Таких: Эрдоган, Путин, они все там будут меряться… Это время довольно тревожное, при полностью разбалансированной фактически международной системе. Это довольно тревожная история. Что мне кажется важным в избрании Трампа? Перспективно важным… Даже не столько тревога за Америку, которая все-таки, надеюсь… у которой достаточно внутренних инструментов, чтобы обратать любого популиста. Там достаточно инструментов. Но вот замечательно один неглупый человек сказал, что Трамп пробил со звоном этот стеклянный потолок для демагогов-популистов, националистов. Он легитимизировал эту тему! Неслучайно так торжествуют все правые, Ле Пен, наши торжествуют. Он пробил: то, что было стыдно, что было неловко, что было не принято, стало можно. Вдруг выясняется, что националист, популист крайний, демагог, социальный демагог бесстыжий, совершенно бесстыжий социальный демагог в такой стране как Америка — может победить. Не просто Ле Пеновские 10-15%, потолок и все. Не просто наш уровень Жириновского или Рогозина. А вот может победить — в Америке. И это очень серьезный вызов для всего мира.
Т. Фельгенгауэр― Притом, что вы сами оговорились, что Трамп предвыборный и Трамп в Белом доме это два разных человека.
В. Шендерович― Да, но сигнал: можно победить! Можно взять кассу, говоря об электорате, вот этими нехитрыми приемами. Просто ксенофобией…
Т. Фельгенгауэр― Легко смахнуть весь налет толерантности.
В. Шендерович― Совершенно верно. Оказывается, то, что было вчера нельзя, можно. И сладко можно. И с победой можно, и стесняться-то нечего! Так чего, можно же! Разрешили. Гуляем! Гуляем по буфету. И то, что когда-то правый популист в Венгрии казался каким-то исключением на фоне такой Европы, а потом глядишь, Эрдоган, ну Путин само собой. А тут — Трамп. Если посмотреть на карту голосования, то мы увидим симптоматичную вещь. Это ведь не республиканцы против демократов, это сельская местность против города. Совершенно очевидно, победили не республиканцы и проиграли не демократы. Победил популизм, а проиграл разум. Это совершенно очевидно просто, вот — за кого проголосовало высшее образование. Горожане условные сами, конечно, виноваты. Потому что…
Т. Фельгенгауэр― Так же как и Лондон виноват в брекзите.
В. Шендерович― Отчасти, видимо. Не будем слишком ударяться в аналогии. Но усталость от демократов, и отрыв элиты — не почуяли, не хватило даже в Америке социальных инструментов замера, чтобы почуять катастрофу этого разрыва. Насколько это все серьезно. Усталость от элиты. Но в Америке, слава богу, поскольку ни Чурова нет, ни Следственного комитета такого, ни «болотного дела», то удалось сменить элиту. Но как замечательно написал наш чудесный коллега Илья Мильштейн, «чем голосовать за врунов, честнее просто вымазаться в дерьме». Вот логика этого выбора! Потому что раньше были вруны и демагоги и дикие перекосы, не отловленные сигналы о перекосах в отношении элиты и общества. А пришла такая честная грязь, которая говорит: о, этих мочить, этих мочить, мы будем великими. Такая честная ксенофобская национальная грязь. И это очень вещь опасная в перспективе.
Т. Фельгенгауэр― Может быть и у нас по такому же принципу все честно голосуют. Вот они хотят по-честному, хотят президента, который каждый раз им говорит про великую страну. Который делает все для того, чтобы страна выглядела великой.
В. Шендерович― Хотеть-то они могут, но дальше в Америке даже к популисту прилагаются выборы. И у Трампа будут следующие выборы, на которых ему мало не будет; если он доживет до них без импичмента, то у него будут следующие выборы, на которых у него уже будут спрашивать! Не он будет спрашивать и топтать ногами уставшую оболгавшуюся двусмысленную администрацию, а его будут топтать ногами. А у нас-то этого не прилагается! Поэтому я как попка повторяю одно и то же: система же важнее. Важнее как работает система. Трамп да, это эксцесс такой довольно сильный. Но, тем не менее, система пока что работает.
Еще один знаток американской реальности.
В отличии от Фильгенгауэр у него получилось сыграть в идиота.