http://ru.delfi.lt/news/live/vanagajte-gotovitsya-k-novoj-akcii.d?id=72206140Цитата:
Рута Ванагайте, которая потрясла Литву своей книгой «Наши» о холокосте в Литве, и призвала публично говорить об убийствах евреев, которые совершали литовцы, 23 сентября приглашает на гражданскую акцию «Здесь лежат наши».
...
В прошлый понедельник Р.Ванагайте участвовала в Марше памяти в Молетай. Она сказала, что уже ранее услышала от организаторов марша о разговорах местных жителей – якобы, евреи не приезжают просто так. «Местным кажется, что, если они столько лет молчали, а сейчас появились и что-то организуют, это символическое действие будет только началом – они установят отношения с городской властью, а потом придут и потребуют свою собственность. И когда в понедельник мы начали марш, я видела, что во всех окнах, дверях, во дворах такие испуганные, вытянутые лица пожилых людей. Я подумала, что в этом есть правда – ведь, согласно старым предрассудкам, евреи ничего не делают просто так, они все делают ради денег, богатства и так далее. Люди думают, что они придут и начнут выселять их из домов», - сказала Ванагайте. Вот и дом семьи организатора марша, потомка уничтоженной в Молетай семьи Цви Критцера, стоит в центральной части города. Конечно, говорит Ванагайте, он никогда не будет претендовать на дом. «Я понимаю, что случилось с моим поколением. Для поколения моих бабушек и дедушек они были «проклятыми евреями», пившими нашу кровь. За то, что они не были нашими людьми, их можно было убивать, а потом 40 лет это были не евреи, а советские граждане, все памятники были им. Мы ведь не были советскими гражданами – мы были в тихой резистенции, литовцы, внуки партизан. Советские граждане – равно евреи, и для того, чтобы убедить это поколение в том, что это были наши, надо очень много свободных голов. И головы свободные у тех, кто родился в 1980-1990 г.», - сказала Ванагайте. В своей книге «Наши» она упоминает полученный в наследство от бабушки шкаф, который, как она подозревает, был частью имущества убитых евреев. Она рассказала, что после марша ей позвонил организатор шествия Леон Каплан, который за ее труды разрешил ей оставить шкаф.
У литовских историков (в отличие от "историков") сложная задача - объяснить, как многие из тех кто помогали фашистам убивать собственных сограждан, соседей (часто и по собственной инициативе) стали потом героиццкими патризанами