Цитата:
Слово "парламент" в России произносят с любыми оттенками, кроме уважительного. 30 лет назад прошли последние старосоветские выборы. И вот круг замкнулся. Нынешний корпус законотворцев отличается от тогдашнего только к худшему.
24 февраля 1985 года произошло событие, одновременно дикое и символическое. В больнице, где умирал от астмы глава СССР Константин Черненко, выстроили декорацию, изображающую избирательный участок. Правителя подняли с постели, одели в парадный костюм и, поддерживая под руки, подвели к урне для голосования. Задыхаясь, он произнес несколько парадных слов. Жуткое зрелище показали советским телезрителям. Ритуал выборов был исполнен. Две недели спустя Черненко умер.
Это мероприятие, во время которого были "избраны" верховные советы союзных республик, стало последней идеально управляемой выборной кампанией, проведенной по советскому стандарту.
Следующие выборы (в 1989-м и 1990-м) происходили уже совсем по-другому и в другую эпоху. Депутатский корпус образца 1985 года, никому не мешавший, но и неспособный к исполнению какой бы то ни было государственной роли, исчез так же послушно, как и возник.
Много чего случилось за 30 лет, и вот сегодня у нас опять парламент без оппозиции, без авторитета и без какого-либо собственного веса. С той разницей, что прежние депутаты вели себя единообразно, говорили по бумажкам и старались не привлекать внимания к своим персонам. Нынешние – в стилистическом отношении, но не в каких-либо прочих – полная их противоположность. Выбрать, которые симпатичнее, — дело вкуса.
Мысль о том, что над российской политической системой в целом и над нашим парламентаризмом в частности тяготеет рок, является сегодня общим местом. И надо сказать, что сходство тупиков, в которые раз за разом попадают наши народные представительства, в этой мысли укрепляет.
С начала прошлого века парламенты у нас появляются по приказу свыше, немедленно требуют себе руководящую роль в державе, после чего сначала придушиваются, а затем приручаются исполнительной властью, доводятся ею до состояния полной деградации — и во время очередного государственного кризиса, оказываются никому не нужными и летят на историческую свалку...