| О замечательном  талантливом  грузинском  народеНино Ананиашвили — великая балерина. Но она простой и сердечный человек, патриот своей родины, что только добавляет ей величия.
 
 В 2004 году, когда Ананиашвили танцевала и в московском Большом театре, и в Американском балетном театре, она приняла приглашение вернуться в Грузию, чтобы помочь становлению местного национального балета. Теперь труппа впервые прибыла в Эстонию после успешных гастролей в США, Японии и Англии.
 
 Прежде всего, как правильно, Нина или Нино?
 
 Можете называть меня и так и эдак. Нино меня зовут в Грузии, в остальном мире называют Нина.
 
 Нина потому, что по-русски так удобнее?
 
 Не только. Когда я в советское время в первый раз выехала за границу, а это была Италия, мне там сказали, что Нино я не могу быть, поскольку это мужское имя. А вы имеете в виду все же имя Нина, так? Я ответила, ладно, могу побыть и Ниной. Оттуда и пошло.
 
 Добро пожаловать в Эстонию, Нино! Вы здесь впервые?
 
 Труппа да, а я нет. Я у вас была даже во время своего свадебного путешествия (Ананиашвили замужем за министром иностранных дел Грузии Григолом Вашадзе) летом 1988 года в Таллинне. Это был самый красивый период моей жизни, который никогда не забудется.
 
 Ваш Старый город восхитителен. Тогда же случилось забавное происшествие, пока мы говорили по-русски, нас не хотели пускать в ресторан, но как только мы перешли на грузинский — то все двери открылись. Ах, вы из Грузии, сказали...
 
 Ну да, время было такое — революционное.
 
 Знаю-знаю. Но эта взаимная симпатия между Грузией и Эстонией, взаимопонимание поражает. Все равно, с кем бы я ни заговорила на родине, все говорят про Эстонию только хорошее. То, что мы можем надеяться на вас, как на своих друзей, для нас очень важно. Я говорю это не просто так, а от всего сердца.
 
 Спасибо за красивые слова. Но с эстонцами вы вместе работали, по крайней мере с Теэтом Каском, он был одним из тех, кто пригласил вас сюда.
 
 С Теэтом я познакомилась в Норвегии, когда работала приглашенным солистом в тамошнем Национальном балете. (Teэт Kaск работал в Национальном балете Норвегии с 1990 по 2004 год. — Ред.)
 
 Это было интересное время, когда я танцевала балеты, которых не было в репертуаре Большого театра. Куллберг, Teтли... Teэт даже поставил мне специальный номер (дуэт «Без названия». — Ред.). Для меня это был первый эксперимент — работать с молодым хореографом...
 
 Вы тот человек, у кого можно спросить, почему небольшая Грузия подарила миру столько великих артистов балета — начиная с Георгия Баланчивадзе и Вахтанга Чабукиани и заканчивая Нино Ананиашвили, Ирмой Ниорадзе и Николаем Цискаридзе?
 
 Грузины имеют склонность к искусству, это у нас в крови. Один гениальный человек, по-моему, Нинетт де Валуа (основательница британского Королевского балета. — Ред.), сказала, что народы, у который яркие национальные танцы, всегда более выразительны и артистичны, чем те, у которых национальные танцы скромнее. Если вы видели наши танцы, то наверняка заметили, что они очень яркие. Наверное, оттуда все и начинается.
 
 То, как в 2004 году только что избранный президент Грузии Михаил Саакашвили пригласил вас вернуться на родину, чтобы помочь становлению национального балета, звучит, я бы сказал, невероятно. Это действительно было так?
 
 Чистая правда. Я танцевала тогда в московском Большом театре и Американском балетном театре. Мне позвонили посреди сезона и спросили, когда я могу приехать в Тбилиси, поскольку наш новый президент хочет со мной встретиться.
 
 Когда мы через несколько месяцев наконец-то встретились, то он сразу же спросил, что он должен сделать, чтобы вернуть меня в Грузию. Мол, у него большие планы в отношении Театра оперы и балета. Короче говоря, он меня убедил.
 
 Не могла же я сказать ему «нет», мол, Миша, постройте сначала государство, сделайте так, чтобы в домах было электричество и газ, тогда я приеду и посмотрю, смогу я вернуться или нет.
 
 Ответила, что если я получу вашу моральную и финансовую поддержку, то можно попробовать, поработать года три, а там посмотрим, к чему мы пришли. Я отменила все свои уже объявленные выступления и гастроли. Все поняли, что это моя родина, поэтому я должна это сделать.
 
 Это невероятно и очень приятно, поскольку мне трудно себе представить, что у нас здесь.., например, президент Эстонии лично пригласил бы кого-нибудь руководить балетом или оперой.
 
 Ну да, такие вещи могут случиться только у нас в Грузии (Смеется). Но и 36-летний президент тоже далеко не самое обычное явление. Но посмотрите, что произошло с государством за эти шесть лет — сделано то, чего не могли сделать.., я даже не знаю, за какое время.
 
 В каждом крупном городе сейчас ремонтируются театры — в Тбилиси, Кутаиси, Батуми... Когда в 2004 году я увидела Тбилиси, то на улице горел только один фонарь. Топлива не было, газа не было. Теперь, когда я говорю об этом, мне не верят. Люди забывают быстро.
 
 В каком состоянии находился театр, когда вы приняли его в 2004 году?
 
 В плачевном. В здании было холодно, зал полупустой, деньги на гастрольные постановки отсутствовали.
 
 Когда труппа впервые собралась — кстати, там присутствовал сам президент — я сказала: «Друзья, мы с вами отстали и не просто отстали, для мира нас не существует. Мы должны снова родиться».
 
 Первые два месяца мы работали без зарплаты, были люди, у которых не было денег даже на автобусные билеты, чтобы прийти на занятие, они два часа шли пешком. Я сама оплатила их расходы на проезд. Но никто не жаловался. И никто не ушел.
 
 За три года мы проделали колоссальную работу, в каждый сезон мы ставили по пять премьер. Сейчас в нашем репертуаре 25 балетных постановок или программ, от классики до модернизма, десять произведений Баланчина, Эштона, Килиана...
 
 Для балета небольшой страны это уникальное явление. И все-таки какую роль во всех этих приглашениях сыграло ваше личное реноме?
 
 (Немного возмущаясь.) Вы можете представить, чтобы кто-то пригласил труппу лишь ради одного только моего имени? И закрыл бы глаза на сам уровень?
 
 Конечно, нет, выступление тоже должно быть на уровне. Правильно ли я понял, что то самое выступление в Эдинбурге пришлось на то время, когда у вас на родине разразилась российско-грузинская война?
 
 Действительно так. Это был очень тяжелый момент. Выходить на сцену, не зная, живы ли еще твои близкие, такого я бы не пожелала никому. Это были самые ужасные дни в моей жизни. Именно эта неизвестность...
 
 У меня просто не умещается в голове, почему мы не можем жить в мире, зачем России надо было вторгаться в Грузию. Это тем более больно, что я люблю Россию — там я стала балериной.
 
 Большой театр — мой родной театр, никто никогда его у меня не отберет. Как и то, что я была и остаюсь грузинкой.
 
 Насколько велики потери грузинского балета от того, что вы больше не можете направлять одаренную молодежь в Москву или Петербург — туда, где сами стали балетной примой?
 
 Надеюсь, что не очень велики. Да туда никто сейчас уже особо и не рвется — во-первых, стоимость обучения очень высока, и во-вторых, политика. С визами постоянно проблемы и потом еще эта кавказская внешность...
 
 Молодежь боится. Поэтому и не учит русский язык, зачем нам, говорят, русский язык, если мы все равно не можем туда поехать. Для меня это все очень неприятно, больно. Но это именно так. Единственное, что я могу сделать, это пригласить в Тбилиси российских педагогов как из Большого театра, так и из Мариинского, к счастью, наши отношения ничуть не ухудшились.
 
 Турне по России сейчас было бы немыслимо?
 
 Оно уже было запланировано, но... пришлось отменить. Это нереально, по крайней мере сейчас. Самое печальное, что русский народ очень любит грузинскую культуру, но власть делает вид, что Грузия повинна в убожестве России.
 
 Мы даже отказались от полетов через Москву — по желанию труппы, возникшем после того, когда нас по дороге в Японию поставили у стены и на три часа отобрали паспорта. Молодежь была в шоке. Теперь мы отправляемся даже в Азию через Европу. Это же абсурд. (Возмущенно.)
 
 Как часто вы сами выходите на сцену?
 
 Бывает, хотя и не особенно часто. Меня считали сумасшедшей, поскольку я еще хотела заниматься большим балетом — «Лебединым озером», «Жизелью». И лишь в прошлом году я простилась с «Дон Кихотом», который являлся для меня одной из любимейших постановок.
 
 Нино Ананиашвили
 • 47-летняя прима-балерина, в прошлом — одна из ведущих танцовщиц московского Большого театра и Американского театра балета, с 2004 года — художественный руководитель Грузинского национального балета.
 • Училась в балетных школах Грузии и Москвы, лауреат многочисленных международных конкурсов; в 1981 году дебютировала в Большом театре, в 1993 — в Американском театре балета.
 • Вместе со своим партнером Андрисом Лиепой Нино Ананиашвили стала одной из первых в Советском Союзе танцовщиц, приглашенных выступать в Городском Балете Нью-Йорка. После того как открылись границы, она танцевала на самых больших сценах мира, в том числе в Королевском оперном театре в Лондоне Covent Garden, в Королевском театре Дании и в музыкальном театре в Нью-Йорке Metropolitan Opera.
 • Народная артистка Грузии и России, кавалер многих наград.
 • В Таллинне балерина выйдет на сцену в двух номерах: в коротком балете Алексея Ратманского «Прелести маньеризма» и в миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь». (PM
 _________________
 
  Обнимитесь, миллионы!
 Слейтесь в радости одной!
 Ш.
 
 .
 
 
 |