Восточная революция.Что происходит в Ливии. Заметки очевидцаЦитата:
Мухомор — этим горьким несъедобным грибом называют за глаза между собой М.Каддафи некоторые русские, живущие в Ливии. Кое для кого в эти дни лидер стал этим самым мухомором. Ясно, что стандартный сценарий в Ливии не сработал, доказав мою личную точку зрения, которую наверняка разделяют многие наши, работавшие здесь, что Ливия — это не арабская страна, а совершенно особый случай. Этакий Карфаген нашего времени, где говорят на разновидностях арабского языка, но не более.
Являясь очевидцем всех последних событий и находясь в Триполи и на западе страны, хочу поделиться некоторыми личными выводами и наблюдениями.
Подспудно проблемы на востоке страны в этом году начались почти сразу. Давняя история про сепаратистскую Киренаику, прекрасно известная властям в центре, получила своё развитие вслед за очередными субсидиями, которые, как обычно, получают многие жители в начале года. Розданные в Бенгази дотации: деньги, продовольствие и в отдельных случаях сертификаты на автомобили для нуждающихся семей (вы знаете ещё какую-нибудь страну в мире, нуждающимся жителям которой власть бесплатно дарит автомобили?) — были встречены с недовольством. Дескать, маловато будет. И что вы думаете? Власть идёт на нетипичный ход. По прямому указанию центра (а Х. Мубарак уже отправился на Синай) секретари народных комитетов, главы муниципальных образований встречаются с гражданами и практически всегда ДОБАВЛЯЮТ(!) им ещё денег, муки, масла, томатной пасты. Таких доплат только в Бенгази было более 800!
Но было поздно. Центр не понимал, что творится (по простому говоря, какого рожна им ещё надо), и в район (как и у нас) срочно направляется сводная группа из сотрудников МВД, прокуратуры, спецслужб и несколько представителей аппарата лидера под личным руководством шефа службы безопасности страны А. ас-Сенуси. Прибыв в Бенгази, группа провела там несколько дней, смогла побывать и в Байде, и в Дерне и, потеряв убитыми около 10 человек, вырвалась из охваченного беспорядками города, доставив в Триполи самое главное — факты и свидетельства, позволившие руководству страны выработать ту линию поведения, которой оно придерживается и сейчас. Они же легли в основу выступления сына лидера С.И. аль-Каддафи, с которым он выступил в ночь на третьи сутки мятежа.
Они таковы: налицо иностранное вмешательство в лице агентов США и ряда пока не установленных стран (позднее была доказана причастность граждан Египта, Судана, Афганистана, Ливана) во внутренние дела страны в виде подкупа граждан, завоза и складирования оружия, наркотиков, пропагандистских материалов. Были захвачены документы, оружие, инструкции и взяты с поличным лица, являвшиеся организаторами беспорядков, — все, как правило, если ливийцы, то из числа местной интеллигенции — адвокатов, инженеров, торговцев. Тактика сводилась к организации выступлений молодёжи с массовой раздачей обезболивающих, наркотиков и наличных денег (в среднем до 300—500 долларов США на человека). Они шли толпой на штурм исполкомов, полицейских участков, военных объектов, а за ними действовали группы боевиков по 20—30 человек, стрелявшие в часовых, убивавшие оставшихся лояльными центру офицеров и чиновников. С захватом арсеналов ситуация вышла из-под контроля и усугубилась массовым дезертирством военнослужащих. Часть из них (почти все они местные уроженцы) перешла на сторону мятежников, часть просто предпочла сидеть по домам. Многих потом под дулом пистолета заставят появиться на ТВ и клясться в верности «новому режиму».
Именно иностранный фактор и сыграл решающую роль в развитии мятежа, на фоне старых тлеющих проблем была проведена подготовка к нему. Этого не смогло бы случиться в любом другом месте Ливии. Сепаратизм Киренаики сыграл роль дымовой завесы, и власти, к сожалению, не смогли вовремя определить эти новые угрозы....
Ситуация стабилизировалась к 27 февраля. Линия раскола условно проходит в районе Аджабии, притом что дороги никто не перекрывал. Западнее Рас-Лануфа никаких повстанцев не было и нет, если не считать отдельных столкновений на междуплеменной почве. Весь запад, юго-запад и центральная часть страны находятся под контролем Триполи и живут так, как будто ничего и не случилось. Самое крупное по численности племя страны — клан варфалла — заявило о своей верности М.Каддафи. Власти прочно удерживают в своих руках стратегический район Сирт — Мисурата — Хомс. При этом армия как таковая пока участия в событиях не принимала. Есть сведения о том, что триполийская и себханская группировки приведены в полную боевую готовность, но нет никаких внешних признаков подготовки к вооружённому решению конфликта, кроме того, что 32-я усиленная бригада им. Абу Миньяра развернула ряд блокпостов на линии Таджура — Збейя, прикрыв город с севера — северо-востока.
Беспорядки в Аз-Завии носили и носят локальный характер, и порой оппоненты митингуют на соседних улицах. Пока сделана ставка на решение ситуации мирным путём. Восток, пожив без хлеба, бензина, лекарств и денег, мол, одумается сам. Остальные пусть думают. Эта политика пока себя оправдывает — кто работал в Ливии, знает: Триполи — это всё для страны.
Ресурсы у М.Каддафи имеются. Зерна накоплено, по официальным данным, около 600 тыс. тонн, сахара — 150 тыс. тонн, через порты продолжают поступать все виды продовольствия и других товаров. Бензин в стране есть, а что до финансов, то только за 26—28 февраля власти выделили кредитов населению на сумму в 4 млрд (!) ливийских динаров. Ну и оружия тут столько, что можно лет двадцать не покупать. Для внутренних разборок хватит с лихвой.
Эта неделя во многом окажется решающей. Пока что не получается у авторов плана, будь они кто, сделать так, как в Тунисе и Египте. Я усматриваю в этом два обстоятельства. Безусловно, роль лидера в Ливии очень значительна, и он оказался настоящим, если угодно, бойцом. Если какая нибудь вражина его не отравит, то не исключено, что всё тут закончится совсем не так, как хотят Вашингтон и Лондон. И второе — масса самих ливийцев в значительной степени является как раз тем «кошмаром» для революции, о котором писал В.И. Ленин. Мелкими лавочниками, мелкими буржуа, способными утопить любой революционный порыв, если на кону будет стоять выбор между торговлей, доходом и революцией. Это, если угодно, ливийская мечта — «бакалейная лавка, автосервис, магазин, можно два…», чтобы жить на ренту и «думать о вечном». Власти, раздавая кредиты и субсидии, покупают, если угодно, спокойствие в обществе. И не за копейки, как некоторые.
Поэтому восток пока может и пожить сам, да вот только хлеба ему купить будет не на что. Евросоюз их вечно кормить не будет. А голод хорошо отрезвляет.
http://www.chaskor.ru/article/vostochnaya_revolyutsiya_22460