> Кто только не жил в Одессе, какие только национальности не вплетались
> в ее историю. Начало этому этнографическому узору положил Платон
> Зубов, предписавший в 1791 году после окончания войны с турками Иосифу
> де Рибасу построить для греков и арнаутов <на первый случай домов
> каменных с небольшими лавками по обычаю азиатскому двух сортов.
> Первого - 3, ценою каждый в 1500 рублей, а второго - 50, ценою по 350
> рублей>. Так и зародилась в Одессе Арнаутская слобода. Сами арнауты, а
> именно так турки называли албанцев, не могли вернуться на родину к
> сожжённым османскими солдатами жилищам и вырезанным семьям. Даже сотню
> лет спустя, в начале XX века будущая жена Сергея Есенина, Айседора
> Дункан, побывав на родине обрусевших, точнее, <ободессившихся>
> албанцев,
> писала: <Я видела много трагических зрелищ. Дом их сожжен, муж и отец
> убиты турками, стада угнаны, а пастбища уничтожены>. Ничего не
> осталось, как осесть в Одессе>. Поэтому они и оседали в Одессе и рядом
> с ней в селе Арнаутовка. Ныне это село - ничто иное, как село
> Александровка на берегу Сухого лимана. Часть осевших в Одессе албанцев
> служили в русских войсках, а остальные занимались ремеслами и
> коммерцией. Кстати, именно тогда зародилось разделение улиц. На месте
> Большой Арнаутской стояли дома флотских команд из рослых арнаутов.
> Догадываетесь, откуда пошло название улицы? Аналогично, на будущей
> Малой Анаутской обитали низкорослые пехотинцы и кавалеристы. Тогда из
> греко-албанских поселенцев был организован состоящий из трех рот
> дивизион во главе с первопоселенцем Одессы капита-ном Бицилли, предком
> одесского профессора-историка Бицилли. И хлеб <Арнаут>, и детская
> страшилка <бабайка> влились в наш <одесский> язык и быт именно
> благодаря албанцам. 150 лет назад польский писатель Юзеф Крашевский,
> побывав в Одессе, писал, что <тут видишь грека албанского в бе-лой
> юбке, гранатовой куртке с выпуском, чер-ных чулках и башмаках>. Так
> вот и появилась в Южной жемчужине густо застроенная, наполненная торгово-промышленными учреждениями улица. Кроме одесситов здесь из-за близости вокзала было всегда много приезжих.
> На этих улицах начал процветать гостиничный бизнес. К примеру, в домах
> на нынешней Большой Арнаутской размещалось множество второразрядных
> гостиниц. Так в доме №63 была <Новая Италия>, №70 - <Базель>, №84 -
> <Бразилия>, а в выгоревшем дотла в 1992 году доме №93 -<Царское
> село>. Однако
> не только этим известен этот <хутор>. Арнаутская привлекала внимание
> одесситов своими происшествиями и скандалами. Вот, к примеру, одно
> сообщение из довольно интересной коллекции одесского краеведа Олега
> Губаря: <Судебный пристав при Одесском окружном суде Измайлов,
> жительствующий в городе Одессе по Большой Арнаутской улице в доме №50,
> на основании 1030 статьи устава гражданского судопроизводства
> объявляет, что 6 ноября 1893 года издание газеты <Одесский вестник>,
> принадлежавшее дворянину Максимилиану Максимилионовичу Арнольду, продается. Торг начинается с оценочной суммы 2000 рублей>.
> Улыбнулись? А сколько стоит это издание, информация о продаже которого
> прошла в газете <Одесские новости> в 1893 году? Или вот еще одно
> событие. На этот раз - трагическое. В своем доме был убит архитектор
> Фраполли. Убийцы, кучер и продавец фруктов, были разысканы, и <с
> барабанным боем водили убийц по городу, базарам, площадям>. Похоронен
> архитектор, шедевры которого до сих пор красуются в Одессе, на первом
> христианском кладбище, на котором при <совке> создали парк Ильича, а
> ныне - Преображенский парк. К истории этого кладбища вы вернемся в
> другом рассказе. Кстати, городская дума пошла на весьма двусмысленное
> решение, похоронив в ногах архитектора одного из его убийц - кучера.
> Судьба второго убийцы - <продавца яблоками> неизвестна. Та же Большая Арнаутская тоже несколько раз меняла имя.
> В 20-е годы ХХ века <по многочисленным просьбам трудящихся> ее жителей
> порадовали именем социалиста-террориста Герша Леккерта, а после 1945
> года ей присвоили имя знаменитого летчика Валерия Чкалова. Малая
> Арнаутская, к слову, тоже при советской власти не была Малой, а
> звалась <Воровского>. История улиц весьма интересна. В частности,
> приведем материал, собранные и опубликованные газетой <Юг> десяток лет
> назад данные. К примеру, в доме №3 когда то было женское
> училище А. Бродского, затем <трудовая школа №56>, после войны
> <украинская школа №51>, а потом Дом пио-неров Приморского района. В №9
> - гимназия Панченко, <трудовая школа №46>, в которой учились в свое
> время гроссмейстер Ефим Гел-лер, композитор Оскар Фельцман, поэты
> Вик-тор Бершадский, Белла Берникова, затем школа слепых при госпитале,
> а ныне СШ №101. В доме №17 работала мастерская <короля одес-ских
> примусов> Миши Шраймана, производство гильз и папиросной бумаги
> Булагова, за-тем механический завод <Пионер>, а ныне институт
> <Биотехника>. В №41 - аптекарские товары Гольдберга, завод
> искусственных вод Стеванато. №42 - магазин писчебумажных товаров Ионы
> Нудельмана, в №45 -продажа земледельческих орудий Канторовича, теперь
> - бар <Корсар>, А еще в здании на Большой Арнаутской, 2а
> начинался одесский КВН. Здесь инженер <Укржилремпроекта> Хаит стал
> капитаном команды, которая называлась <Чкалова, 2а>, а позже, уже в
> Москве - <Одесские трубочисты>. В середине 70-х председатель месткома
> ПКТИ Мамчич с немалым на то время риском пригласил выступить здесь
> Владимира Высоцкого, а за-тем знаменитый бард выступил и в школе (!)
> на-против. Можно смело утверждать, что эти две улицы являются
> немаловажной страницей истории Одессы. Столько всего и всех произошло
> и побывало в этих домах и дворика, что говорить о, истории города и ее
> феномене, ее людях и влиянии одесского духа на жизнь горожан просто
> невозможно.
_________________
 Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Ш.
.
|