Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 1:55 pm Сообщения: 1839
|
Как я понимаю, это вопрос недели на Ухе Эхе. Кто только не высказался.. Даже учитель русской литературы, поэт и гражданин Дима Быков.  В отличие от пассионарии Альбац, на ситуацию в сегодняшней Грузии смотрит совсем не оптимистично. Правда он и в Грузии не был, в отличие, опять же, от. Свой неоптимистичный взгляд он тесно связал с вопросом оценки общего советского прошлого, так что и о совке в интервью было сказано много. Ну и острая неприязнь к Саакашвили явно имеет место быть. К. БАСИЛАШВИЛИ: Итак, мой первый вопрос связан с событиями, которые происходят в Грузии, но, так или иначе, напрямую касаются нас, потому что это наше общее прошлое. Там единогласно парламент принял закон «О люстрации», которая теперь не позволяет занимать руководящие должности, вплоть до завкафедр в вузах, бывшим высоким чинам ВЛКСМ, КПСС… .. Вот как вы думаете, это самоочищение, или это укор в сторону России?
Д. БЫКОВ: Ну есть люди, которые понос называют очищением. На мой взгляд, это омерзительно. И это мера, которая для меня показывает, насколько в самом деле неблагополучен режим Саакашвили, потому что всегда, когда нужно отвести взгляд от собственных проблем, пинают советское прошлое. Это ровно так же, как поступали сами большевики в начале своего правления, списывая все на отрыжку царского режима. Никто не обеляет большевиков, достаточно много омерзительного в советской истории, но уничтожается ведь всегда все ценнейшее, что в ней было – культура, наука, воспитание детей, социальная сфера, интернациональная политика и многое другое. У меня есть ощущение, что антисоветизм вполне может быть уместный в 40 – 50-е годы, понятный и неизбежный в 60 – 70-е, уже в 90-е достаточно противен, а сегодня просто омерзителен. Что они пинают мертвого льва? Конечно, это был не агнец. Но мне представляется, что эта мера, во-первых, абсолютно запоздавшая, во-вторых, совершенно бессмысленная, и в третьих, показывающая, до какой степени там все худо. Поэтому это лишний раз продолжить мою полемику с Ларисой Бураковой, автором книги «Почему у Грузии получилось?», что-то я не вижу, чтобы там получилось что-то уж слишком завидное.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Ну, вы знаете, вчера на вашем месте выступала главный редактор журнала «The New Times» Евгения Альбац, она приехала из Грузии, она беседовала, брала эксклюзивное интервью у Михаила Саакашвили. И она высказывалась совершенно в других тонах, у нее абсолютно другое мнение.
Д. БЫКОВ: Ничего удивительного. Я как раз поразился бы, если бы мы совпали в оценке хоть одного политического события. Но, видите ли, ведь я не гонюсь за одобрением госпожи Альбац, при всем глубоком уважении к ее несомненному профессионализму.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Хорошо. А освободиться от памятников советской эпохи необходимо или нет, как вы считаете?
Д. БЫКОВ: Ну, видите ли, освобождение от памятников – это освобождение от памяти в какой-то степени. Мне представляется, что те, кто желают забыть, обречены повторять. И между прочим, очень многие грехи и пороки социалистической Грузии мы наблюдаем сегодня в масштабе ничуть не меньшем, они повторяются – беспамятство, уничтожение свидетельств, попытка затереть. Я хотел бы напомнить слова Нонны Слепаковой: «Поверь, что римская парадоксальна память, что буквы стерты и читаются ясней». Уничтожение памятников – это, в общем, лучший шанс дать им вторую жизнь. Мне представляется, что как сейчас СССР бесконечно разбирается со Сталиным, бывший СССР, Россия пытается устроить десталинизацию, так, собственно говоря, всегда пытаются разобраться со своим прошлым. Не для того, разумеется, чтобы его преодолеть, а для того, чтобы ничто не мешало насаждать собственные пороки. Мне кажется, что культ личности, как он был в России, достаточно хорошо увековечен, и напоминания о нем иногда бывают очень полезны, когда посмотришь на культ какой-нибудь очередной безличности, раздуваемый на пустом месте. Мне кажется, что расправа с памятниками – это суррогат совести, это подмена совести. А настоящая совесть заключается в том, чтобы помнить, оглядываться и принимать в расчет.
К. БАСИЛАШВИЛИ: То есть вы считаете, что, предположим, тот же Дзержинский, он был бы, возможно, и уместен сейчас на Лубянской площади?
Д. БЫКОВ: Я полагаю, что рядом с Соловецким камнем – безусловно. Поскольку мы бы помнили о том, что мы совершили. Понимаете, ведь у нас, в сущности, сейчас удивительно беспамятное общество. Сегодня мало того, что «нашисты», митингующие на проспекте Сахарова, не помнят, в честь кого проспект. У нас очень мало представляют себе, что такое Дзержинский. Я думаю, спросите сегодняшнего старшеклассника, там не из моей, допустим, хорошей школы, а из любой нормальной, и он вам расскажет в подробностях: лучшее, что о нем помнят, это то, что в его честь был назван когда-то фотоаппарат или станция метро. Я абсолютно убежден, что нам необходимо внимательно, вдумчиво изучать советское прошлое. Вот я посмотрел вчера гениальный, на мой взгляд, фильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Фильм о тамбовском восстании. Я абсолютно убежден, с горечью это говорю, что зрителей, способных понять эту картину, сегодня в России практически нет. Мы просто вырубили пласт этой памяти, и дай бог, чтобы у картины был максимально широкий прокат.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Так, может быть, в этом смысле и правильный шаг – я опять возвращаюсь к Грузии – отказаться от своего прошлого, перечеркнуть, тем самым разделившись на черное и белое? Вы понимаете: вот это хорошо, а это однозначно плохо.
Д. БЫКОВ: Вы знаете, тогда, вероятно, надо начать с Михаила Саакашвили, который, насколько я помню, был когда-то довольно активным комсомольцем. И я бы не возражал против такой люстрации. Во всяком случае, учился в советском вузе, и насколько я помню, в Киеве, никаких особо антисоветских высказываний от него тогда не слышали.
К. БАСИЛАШВИЛИ: Неужели Саакашвили написал закон против самого себя?
Д. БЫКОВ: Возможно. Но, во всяком случае, он не был антисоветчиком, иначе его карьера как студента явно не задалась бы. Меня занимает другое. Понимаете, очень хорошо сказано: «отказаться от прошлого». «С отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю», - сказал наш национальный гений. Я полагаю, что смывать печальные строки – это было бы как-то, знаете, больно хорошо. Тем более, что СССР - подчеркиваю, это обычно сегодня люди разделываются не для того, чтобы забыть советские зверства, а для того чтобы отвлечь внимание от собственных проблем и часто низостей.
К. БАСИЛАШВИЛИ: А как быть с памятниками Сталину, которым в Грузии, это не секрет, большой почет? В частности, в Гори этот музей, от открыт.
Д. БЫКОВ: Ну, насколько я знаю, там один памятник Сталину, по-моему, он один и остался, да. Понимаете ли, Сталин для меня – воплощение всего худшего, что было в советской истории. Но, разумеется, Сталин творил свои злодейства не в одиночку. Те, кто ему кадили, виноваты не меньше. Те, кто его оплакивали и оплакивают до сих пор, те, кто его обожают, те, кто ему молятся, виноваты тоже. Я думаю, что если страна хочет этот памятник по-прежнему обожествлять и по-прежнему лепить его изображение на лобовое стекло, она тем самым дает долю внятно понять, каково ее реальное состояние. Снося памятники, мы этого состояния не улучшим. Мне кажется вообще, что снос пирамид после фараонов – мероприятие достаточно трусливое. Пусть стоят и напоминают, где мой народ, к несчастью, был. полностью тут - http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/779815-echo/
Последний раз редактировалось Aleva Чт июн 02, 2011 12:32 pm, всего редактировалось 1 раз.
|
|