Да, вот именно такого - в диктаторской Латвии школьное гос. образование на русском было, в тоталитарном СССР на латышском вся образовательная цепочка - была, а демократической Латвии в 21-м веке - пытаются уничтожить то школьное гос. образование на русском что есть. При том что оплачивается оно (это образование) в том числе из налогов тех, кого хотят лишить его.
Негосударственная отсутствует и вряд ли появится в достаточном количестве - это ведь не только относительно крупные города вроде Риги и Даугавпилса
И почему налогоплательщики должны платить дважды ?
как и следовало ожидать, рассказы о замечательном гос. образование на русском в довоенной Латвии оказались, как бы это помягче сказать, киздежом:
Цитата:
...На съезде состоялся обстоятельный разговор о положении, в котором оказалась русская школа в Латвии. В докладе Е.М.Тихоницкого было отмечено, что
число русских детей не посещающих школу доходит до 60%. Причину такого положения он видел как в отсталости русского населения, особенно в Латгалии, так и в недостаточном количестве школ, в непродуманности школьной сети. Полные (6 классные) основные школы имеются лишь в городах и местечках. Русские дети лишены возможности получить профессиональное образование на родном языке ввиду отсутствия ассигнований на него. Русские средние школы обслуживают очень небольшое количество русских детей, далеки от сельского населения. По его мнению, школьная автономия по отношению к русской основной школе оказалась нарушенной. В качестве примера он привел распоряжение министра образования от 2 ноября 1923 г. о передаче русских школ, в которых было менее 60% русских детей, в ведение Школьного департамента, что означало перевод обучения в них на государственный язык (24)...
Цитата:
..Как видно из приведенных данных, по посещаемости школ русские опять же занимали последнее место среди основных этнических групп, населявших Латвию, хотя за 5 лет количество русских детей, посещавших школу, возросло почти на 18%. Причем наиболее интенсивно этот процесс проявлялся в Латгалии среди русских и белорусов. Такая же тенденция была характерна и для следующего пятилетия (73). Если в 1930 г. 69,62% русских детей в возрасте от 10 до 15 лет посещали школу, то к 1935 г. число таких детей превысило уже 75% (74). Однако эта цифра не обольщала русских педагогов. Ведь среди немцев число детей "обязательного" школьного возраста, посещавших школу, достигало 94,17%, у поляков— 89,71%, у латышей— 82,22% (75). Правда, это не означало, что дети, оказавшиеся вне этого процента, вовсе не учились в школе и оставались неграмотными. И все же по данным на 1930 год в Латвии насчитывалось 6,5 тысяч русских детей школьного возраста, не овладевших даже азами грамоты (76).
Несмотря на рост посещаемости школ, далеко не все русские дети, поступившие в первый класс, оканчивали полную основную школу. Например, в 1925/26 учебном году шесть классов окончил 341 учащийся, в 1930/31 учебном году— 496, в 1936/37 учебном году— 559 учащихся (77). Таким образом, хотя и с некоторыми колебаниями, вызванными снижением рождаемости в связи с первой мировой войной и революцией, количество русских выпускников полных основных школ постепенно возрастало.
Но даже в Риге не так уж много учеников добиралось до 6 класса...
Цитата:
..В жизни русской основной школы было немало проблем. Одна из них состояла в нежелании местных органов власти содержать эти школы. Об этом, в частности, свидетельствует письмо родителей учащихся из Резекненского уезда депутату I Сейма П.А.Корецкому, датированное 1924 г. В письме отмечалось, что "уездная управа закрыла Бл. Гаранцевскую школу <...> Городская управа постановила не принимать наших детей в городские школы бесплатно и установила плату, которую мы не в состоянии платить. Поблизости нет ни одной 6-ти классной уездной основной школы, в которую мы могли бы определить своих детей..
Цитата:
...Не получило должного развития и русское дошкольное обучение. Поскольку самоуправления не считали своим долгом содержать детские сады и приюты, руководствуясь национальным принципом, то открытие и содержание этих заведений являлось частной инициативой.
Цитата:
..В отличие от основной школы обучение в средней школе не было обязательным. Поэтому, естественно,
далеко не все выпускники основных школ продолжали учебу в средних школах. До 1934 г. срок обучения в гимназиях составлял 4 года, после 1934 г. -5 лет. По сведениям, приведенным в "Русском ежегоднике на 1938 год", во второй половине 30-х годов только каждый 22-й русский выпускник основной школы продолжал образование. Для сравнения: у латышей это делал каждый 14-й, у поляков 9-й, у немцев и евреев – каждый 4-й(93)..
Цитата:
..В межвоенной Латвии в понятие средних школ входили, собственно говоря, общеобразовательные школы или гимназии, а также коммерческие или профессиональные школы, учительские институты, техникумы. Средние школы содержались государством и самоуправлениями, или же были частными..
Цитата:
..наибольшее количество русских средних школ приходится на начало 20-х годов. Но во многих из них, особенно в частных гимназиях, процент русских учащихся был невелик. В школах с русским языком преподавания обучалось много нерусских детей. Это было отголоском проводившейся ранее политики русификации, а также следствием возвращения беженцев, детям которых часто легче было продолжать образование на русском языке. В русских школах обучалось много детей от смешанных браков. Высоким был процент еврейских учащихся. В большинстве своем, эти школы поначалу оказались в ведении Русского отдела.
Даже в Рижской городской русской средней школе в начале 20-х годов русские учащиеся были в меньшинстве (97). Особенно много нерусских учащихся обучалось в частных школах...
тут тебе и "отголоски русификации", и "частные (оказывается!) национальные школы", и низкая посещаемость аж обязательного 6-тиклассного образования - процветание, одним словом...