http://novayagazeta.ee/articles/5859/Цитата:
Битва за память о Холокосте в Восточной Европе
...
В трех балтийских странах, на Украине, а также в Венгрии и Хорватии идет кампания, цель которой — сделать нацистских коллаборационистов фактически национальными героями. В Эстонии и Латвии речь идет, в основном, о национальных отрядах «Ваффен-СС». В Литве же установлены мемориальные доски и памятники, названы улицы в честь самых настоящих коллаборационистов Холокоста и его исполнителей, реализуются проекты по оправданию и прославлению этих преступников.
В 2012 году дошло до того, что государство с почестью перезахоронило в Каунасе нацистскую марионетку, премьер-министра 1941 года, который подписал распоряжения по отправке еврейских жителей сначала его города в концлагеря, а всех остальных, спустя четыре недели, в гетто. (Два смелых члена Литовского парламента отважно протестовали против этого в зале заседаний Сейма). Известный университет Витовта Великого в Каунасе даже лет десять назад установил барельеф и назвал лекционную аудиторию в честь «прославленного» нацистского коллаборациониста. Мужчины и женщины в здравом уме не переступят порог университета, пока это позорный бурлеск должным образом не прекратится.
Так каков же мотив? Во-первых, радикальные националисты не хотят иметь грязных пятен в истории своей страны (нонсенс: у всех стран есть такие пятна и «темные» главы в истории). Также есть те, кому стыдно, что советская оккупация в 1940 году прошла практически бескровно. Где были герои? «Ах, но мы показали нашу отвагу в 1941-м!» Где-то в темных уголках можно найти «более веские» аргументы, почему убийства меньшинств — это не такое уж и страшное дело, чтобы отнимать у героя его статус, или высказанные вслух размышления о предполагаемой ценности жизней тех людей.
«Неудобная правда» заключается в том, что практически все фашистские мясники, рубившие мирное население в этом регионе, были убежденными «антисоветчиками». Если бы не невероятная отвага всех советских народов, повлекшая за собой миллионы жертв, но отбросившая гитлеровскую армию обратно к границам Германии, никакого Западного фронта в 1944 году не было бы. Не было бы сегодня ни Литвы, ни Латвии.
Из-за масштабного коллаборационизма Литва, которая на протяжении 60 лет показывала лучшие результаты в плане толерантности и ненасилия в регионе (включая существовавшую в межвоенное время Литовскую республику с центром в Каунасе и ее мирное время при президенте Сметоне), к сожалению, в конечном итоге оказалась на первом месте по количеству убитого еврейского населения среди всех стран Европы во времена Холокоста (96,4%). Это настолько много, что возникает логичный вопрос: как вообще кому-то из литовских евреев удалось выжить? Большинство просто сбежали на восток, в РСФСР, в течение недели после 22 июня 1941 года. Некоторые сбежали из гетто, присоединившись в литовских лесах к партизанам, поддерживавшим Советы. Наконец, были те, кого спрятали невероятно смелые местные жители и кто жил в Литве до лета 1944 года, пока советские войска не освободили их (и их спасителей). Другими словами, если даже остался один живой еврей в Литве, или вернулся в Литву после Холокоста, это в той или иной степени благодаря Советскому Союзу и его народам. Не было в Восточной Европе ни американских, ни британских войск, чтобы им помочь.
Значит ли это, что мы должны мягче относиться к путинскому режиму? Конечно нет! Эта история не имеет с ним ничего общего.
Странные исключения для свободы слова в странах Балтии и за их пределами
Нигде в мире свобода слова не обходится без исключений. Самые свободные страны нашей планеты сегодня мониторят социальные сети в интернете, после того как пережили теракты, причиной которых стала радикализация. Но когда государственная машина злоупотребляет властью, искажая историю, пропагандирует фиктивную, националистическую версию истории и затыкает рот тем, кто мог бы позволить себе не согласиться с этим, возникают проблемы.
Приходишь в шок от того, что в некоторых демократических восточноевропейских странах свобода слова ограничивается вовсе не для того, чтобы защититься от агентов или шпионов, а чтобы контролировать интерпретацию Второй Мировой войны и, в частности, Холокоста.
Вот несколько показательных примеров:
В 2009 году некоторые литовские парламентарии объяснили, почему они хотели ввести новый закон о криминализации высказываний о том, что нацистские и советские преступления не могут в равной степени считаться геноцидом: отсутствие подобного закона якобы «является препятствием для приравнивания преступлений советского геноцида к нацистскому генодицу». Обсуждался вопрос о трехлетнем тюремном заключении за его нарушение. Все это случилось, однако, лишь после того, как подобный закон, предписывающий до пяти лет тюрьмы, был принят новым правительством Фидеса, придерживавшегося правых взглядов, в Венгрии в 2010 году. Потом литовский парламент принял (а президент — подписал) похожий закон, любезно сократив максимальный срок наказания до двух лет тюрьмы. Одним из немногих представителей СМИ, кто высказался против, был тогдашний редактор официальной газеты еврейского сообщества Милан Черсонски.
В 2012 году Эстония приняла «Закон Святого Валентина» (прозванный так из-за даты его публикации), который криминализировал критические высказывания в адрес «борцов за свободу», которые по факту были новобранцами и добровольцами отрядов «Ваффен-СС», давшими клятву верности Адольфу Гитлеру и помогавшими нацистам вест и военные действия. В 2014 году Латвия приняла свой собственный закон о «Двойном геноциде», за нарушение которого максимальный срок наказания составил пять лет тюремного заключения.
В Литве, спустя четверть века ее независимости, ряд героических граждан родом из этнического большинства на протяжении многих лет вслух говорили правду о числе жертв Холокоста и всяких там «национальных героях». Одного из них, Эвальдаса Бальчунаса, годами мучали полиция и прокуратура за его великолепные статьи. Даже известного режиссера-документалиста Саулюса Бержиниса постоянно беспокоила полиция, требуя отдать им его исследовательские материалы.
Энергичные молодые люди нового поколения, которые не могут построить свою жизнь, не хотят в итоге оказаться безработными, бедными и, в конце концов, с клеймом «путинских лакеев». Прошлым летом многие патриотично настроенные литовские интеллектуалы подписали открытое письмо с просьбой убрать из центра Вильнюса мемориальную доску, прославляющую главных пособников Холокоста. Какова была реакция? «Свыше» четко дали понять, что это все грязные уловки России, цель которых — «подорвать основы Литовской государственности».
Простое решение
Настоящий друг балтийских государств не захотел бы, чтобы воспевание нацистских коллаборационистов и извращение истории стали их характерной национальной чертой. Блестящее начало может положить отмена антидемократических законов, а также постепенный демонтаж инфраструктуры той финансируемой государством индустрии «Двойного геноцида» (подобные рекомендации уже публиковались в The Irish Times и предназначались тогда только избранному в 2009 году президенту Литвы).
Новое поколение балтийских народов заслуживает тот же дар — свободу знаний, чтобы знать свою историю, и свободу слова, которой наслаждаются народы Запада, в духе Вальтера, сказавшего: «Я не одобряю того, что вы говорите, но я ценой собственной жизни буду защищать ваше право говорить это».